Все права на материал принадлежат - Василию Лабе украинскому краеведу и историку http://www.vasyllaba.narod.ru/
Церковь в гнездычев
С древнейших времен церковь была консолидирующим и стабилизирующим фактором духовной жизни деревни. В условиях безгосударственного существования украинской нации на протяжении многих веков она сплачивала людей к общественной и политической жизни. Одновременно она была важным контрольным и воспитательным фактором в жизни крестьян. Поэтому немыслимо изучать историю села без изучения истории церковной жизни в нем. К сожалению, древнейших документов о местную церковь пожалуй нет, ведь сколько раз горели наши церкви и села ... Те архивные документы, которые сохранились, происходят из достаточно поздних времен.В акте визитации местной церкви Космы и Демьяна 1740 указано, что она была построена с согласия Константина Выговского, хорунжего бидгоського. Малая предоставленные им в пожизненное владение четыре четверти земли (в 1913 году церковные земли составили 67 моргов). Священник о.Василь Ролинський был поставлен здесь с согласия Евстахия Выговского, воеводич киевского. В селе было 67 семей прихожан, которые ежегодно давали дьяку по висьмачци овса стрыйской степени [22, с.408].23 июля 1743 граф К.Виговський записал церкви на вечные времена ее бывшие поля. "Со стороны Жидачева две четверти между четвертью кабацкая и Григория Кашубьякового с придатком к ним Поллана-ку, идущий от Ставиская к реке Стрый. Также был помярок, тянувшийся от почвы Панька Яцикового до топей. Со стороны Руды также было две четверти . Они находились между четвертинами кабацкая и Фе-дя Лесюкового и тянулись от села и доходили с лугом и Дубники к болоту ... Тоже был клин с теремчищем, два пивланкы на голове .. Тоже были куски земли по Стрыем: в перекопать, на Горбова , на пике, на Ринци. Две луга под Ливчицямы, граничащие с лугами крестьян гниздичивсь-ких Даниила Павлика, Матфея Дьяков, Петруня Илличиного .. Лука на участке .. Город церковный, что граничил с почвами Гриня Стефани-хи Петриков и Антонихы Несторовой ". Все земли были освобождены от дачи чиншей, повинностей, десятин. Священник имел право свободно брать дерево в лесах для своих нужд. При этом было высказано пожелай ния, чтобы священник в воскресенья и праздники отправлял богослужение, находился в единстве с римской церковью и учил крестьян основ веры [13, с.З].10 февраля 1754 К.Виговський после смерти о.Ивана Рознецького представил на приход о.Ивана Цурковського [13, с.20]. Цурковський был настоятелем еще 1798 года,В 1760 году община вместе с патроном построила новую церковь площадью 6x3 сажени [13, 5].Церковь в 1787 году имела здесь 10 моргов поля, 27 моргов лук и 10 моргов неугодий (пастбищ) [3, с.З]. В Фаси 1787 указано, что крестьяне платили дьяку по 6 кр от дома, а священнику не давали никаких даней [6, с.З]. Церковных земель 1820 году в селе было 56 моргов в 24 участках [4, с. 112].В начале 1801 священником в селе был поставлен о.Иван Ступ-кий, прибывший зхолмськои диецезии [18, с.1]. Там в это время русский царизм делал преследование греко-католиков, массово принудительно заводя православия. Священники бежали в австрийские владения.В документе 1803 указано, что церковь имела 19 моргов пашни и 27 моргов лук.В 1822 году церковь стоила 200 зр, колокольня с 3 колоколами-ЗО обр. В церкви было 13 книг (стоимостью по 1 зр). Алтарь и иконостас были оценены по 50 обр. Священник имел здесь 784 прихожан (среди них 235 неспособных к исповеди) [13, с.5-7].В 1832 году 730 местных прихожан обслуживал о.Дмитрий Шидловсь-кий с Руды [39, с.75/1832]. Через 7 лет прихожан было 684, а администратором прихода был о.Теодор Бобикевича [39, с.62/1839]. Бросается в глаза большое уменьшение населения. Известно, что в Галичине в 1831 году прошла большая эпидемия холеры, совершившего массовые опустошения. Видимо тогда и появился в гнездычев холерный кладбище. Но и после этой эпидемии в селе дальше уменьшалось населения (видимо от других болезней).2.8 апреля 1851 в обед случайно сгорела местная церковь. Удалось спасти бокалы, одежду и другие ценные вещи. Настоятелем был свящ Нивилинський [15, с.123].В 1857 году настоятелем был свящ Нивилинський, 1803 г.р. Прихожан было 934 [39, с.46/1857].14 апреля 1858 граф Агенор Голуховский предоставил презента на местную приход о.Ивану-Хризостому Величковскому с Демне [19, с.15].В 1863 году община построила новую деревянную церковь, в которой через 4 года был поставлен настоятелем о.Антин Каличинський, 1825 г.р. Презента он получил от графа Голуховского, патрона местной церкви. Каличинський до того был в Уричи и занимался в гнездычев активной общественной деятельностью [19, с.1}, имел большой размашистый почерк. В феврале 1890 община приняла совместно с патроном церкви выполнить ремонт крыш на церкви, колокольни и доме священника, построить на подворью священника новую конюшню и поправить колодец [15, с.102]. 12 февраля 1895года 71-летний о.А.Каличинський умер [33, 4.3/1895, с.53]. Новым настоятелем был назначен о.Йосип Мартынец, 1862 г.р. В 1895 году в селе было 1136 верных [39, с.91/1895]. В 1901 году он имел здесь 1188 прихожан [39, с.93/1901]. Видимо о.Мартинець был хорошим священником, потому что при нем несколько прихожан пожертвовали церкви средства на образование фондов для совершения богослужений за упокой их душ после смерти (Гавриил Маркив 1901 дал 50 обр, Захар Микитчин 1896 дал 100 зр, Семен Семчишин 1903 дал 200 крон, Пантелеймон Семчишин 1905 дал 100 крон). Впоследствии эту традицию продолжили Дмитрий Тюх, Косма Маркив, Елена Тюх, Степан Кузишин [13, с.32-43].В 1898 году приход приносила священнику 177 зр дохода. Расходы составляли 69 обр. До определенного законом уровня 600 зр (так называемой кон-груи) священник еще получал из специальных государственных фондов 492 зр [13, с.22-23]. Трудно сказать, те средства выплачивались регулярно, но учитывая это священник должен мягче себя вести с государственными чиновниками и влиятельными людьми. Между тем приходской комитет в январе 1900 года постановил провести конкурентные расправу для ремонта приходских домов [16, с.З].В конце XIX века в селе было аж три кладбища: старый (около 11 ар), новый (47 ар), холерный (5 ар) [7, с.74]. На кладбище у церкви стояла морге, городжена из хвороста, облеплена глиной и покрытая соломой. Стоила эта здании 5 зр и в ней по законам имели пролежать одну ночь трупы людей, умерших при невыясненных обстоятельствах.19 марта 1906 презента на Гнездычев получил о.Юлиан Дикий [19, с.12]. Недолго радовался приходом, потому вскоре умер (до марта 1908 года) [14, с.27]. Уже в 1909 году настоятелем был москвофил о.Филимон Ковальский, 1871 г.р., рукоположен в 1896 году. Тогда церковное Братство Пресвятой Тайн насчитывало 267 членов [24, т.н., с.498]. В 1913 году священник о.Ковальський имел здесь 1559 верных, 67 моргов приходской земли в 58 участках [39, с.139/1913]. В селе также было общество трезвости (с 1910 года), которое объединяло 93 человек молодежи [24, т.н., с.498]. Его члены, дав в церкви присягу не употреблять алкогольных напитков, вырастали культурными, сознательными людьми. При церкви работала магазин, которая в 1913 году имела около 30000 крон годового оборота [31, ч.23/1913].Отец Ковальский был москвофилом и критиковал идею Украины, где только мог. Когда 16 мая 1914 село касалось праздник Свободы, то отец прямо с амвона заявлял, что украинские с поляками хотят завести новую барщину для русского народа в Галиции и таких украинских из села "надо буком гнать". После богослужения корчма была битком набита и люди обсуждали за бокальчиком патриотическую проповедь священника [32, ч. 120/1914]. Далее корреспондент заметил, что Гнездычев когда-то был богатым селом, но из-за пьянства половина жителей пошла по миру. Евреи злицитувалы крестьянские почвы и вскоре там должен появиться ма-зурська колония, потому что польский ксендз Чопинський с Кохавино скупо ет земли и уже 18 хозяйств, а 29 хозяйств снова идет на лицитацию. "Радуйся, батюшка, будешь иметь на что жить!" [32, ч. 120/1914]. И незадолго все изменилось. Началась I мировая война, австрийская полиция арестовала о. Кузнечного и бросила в концлагерь Тапергоф. Оттуда он вышел весной 1917 года и в 1918 году вновь был священником в селе [39, с.47/1918]. Пока его не было заведовал приходом о.Зеновий Дри-гинич [16, с.61]. Москвофилов основания обвиняли в шпионаже в пользу России. Обидно, что в сети москвофильских идей попало немало невинных крестьян, тянулись к интеллигенции, к образованию, и не всегда разбирались в тонкостях политической и идейной борьбы. 17 февраля 1931 о.Ф.Ковальський умер [19, с.ЗО]. После его смерти вдова писала конситории "перед войной было нам хорошо, но во времени войны потеряли буквально все, все нам уничтожили. Детей своих не было, но после войны муж помогал семье. В шурина было 11 детей. Поэтому тяжело было после войны сделать до какого-то имущества ... Вот жилось, на жизнь хватало, а в каком-то имении не идет "[17, с.42]. Просила подарить ей налог за церковное поле, из которого получила никакой прибыли. Впоследствии выехала отсюда в Калуш.4 апреля сюда прибыл администратором прихода о.Степан Бачинсь-кий. Он вызвал к себе симпатии крестьян и они через 3 недели обращались в консисторию с просьбой оставить его здесь священником. "Мы до сих пор не имели счастья, чтобы священник в селе ни провода не умел препроводить, такие бывают только для себя (все бери, мне оставь)". В этом деле крестьяне также посылали своих представителей в управителя имения Голуховского: войта Ивана Максимива, провизора Ивана Пирога, советных Павла Пирога и Семена Бориса. Соответствующее заявление с 60 подписями была также направлена в консистории [19, с.46].Между тем вдова о.Ковальського распоряжалась 31 моргом поля, еще и претендовала на часть приходских доходов о.Бачинського, писала жалобы в ординариата [19, с.48].Летом 1931 года граф Казимир Голуховский представил на приход о.Антона Лукомского, 1885 г.р., посвященного 1923 года, бывшего священника карпатского села Лолин [19, с.19]. Претендентов на приход было более ЗО.В начале 1932 года о.Бачинський был уволен с должности заведующего прихода, а на эту должность был поставлен свящ Бутринский с покровы [19, с.53]. Отец Лукомский прибыл на должность священника только 22 марта 1932 [19, с.22]. Приход имела тогда 20 га поля, 14 га лук, 11 сада и огорода [39, с.64/1931]. Священник застал здесь запущенное хозяйство. В июне 1932 года сообщал консисторию, что приходской дом уничтожается от влажности, а полы в двух комнатах сгнила. Ремонт дома требовал 80 долларов и священник просил консисторию использовать для этого те средства, которые отдавали крестьяне за купленные церковные земли [17, с.32].