Все права на материал принадлежат - Василию Лабе украинскому краеведу и историку http://www.vasyllaba.narod.ru/
Социально-экономическое развитие Гниздичева от древнейших времен до 1939 года.
Поселок Гнездычев находится на правом берегу реки Стрый в равнинной местности. Оно вытянуто линией с севера на юг почти параллельно течению реки. Местность достигает высоты до 260 м над уровнем моря.Название поселка очевидно образована от прозвища человека, который имел большую семью. Сначала это могла быть название Гнездычев двор или Гнездычев перевез, но впоследствии вторая часть отпала. Мое предположение о происхождении названия основывается на том, что один из русских князей (владимиро-суздальский князь Всеволод (1154-1212) заслужил у современников прозвище Большое Гнездо именно потому, что было много детей. Имени гнездычев или Гниздослав видимо не было, потому что в славянских летописях и других письменных памятниках такого не найдено. В двух больших книгах львовского ученого М.Л.Худаша ("Украинский карпатские и Прикарпатья названия населенных пунктов"-К., 1995, и (в соавторстве с М.А. Демчук) "Происхождение украинского карпатских и Прикарпатье названий населенных пунктов"-К., 1991) нет объяснения о происхождении названия Гнездычев.Гнездычев в документах XVII в кое-где уже упоминается как городок. Одна из ранних письменных упоминаний о селе относится к 1462 году. В латинской транскрипции его название было записано Гниздичовче. Хотя местные названия полей "на Суховалах", "на могилку" позволяют предположить, что село было заселено с более древних времен. В акте проверки местного прихода 1740 также упомянутое церковное поле Теремчисько "на два плуги пахоты" [22, с.408]. В земельной метрике 1787 указано, что поля Теремчище занимали 41 морг. Упомянутое там и поле Суховалы (58 моргов) [3, с.6]. Валы могли окружать городище с боярскими теремами (деревянными дворцами). Упоминания о терема остались в былинах со времен Киевской Руси. Понимаю, что эти догадки могут быть весомыми только при подтверждении их археологическими находками.Учитывая равнинный характер местности можно предположить, что древнерусский город Гнездычев стал легкой жертвой монголо-татар, а впоследствии ему не дали должным отстроиться частые нападения крымских татар.По сравнению с другими селами района о древности Гниздичева сохранилось мало упоминаний. Судя а того, что здесь в XVIII в было название поля "над Бжег", можно догадываться, что тем "Бжег" была речная пристань [3, с.4-9]. В документах господ Жевуских XVII в слово "бжег" часто употребляется именно в этом значении. Реки служили в те времена важными транспортными путями.В налоговом реестре 1515 указано, что в селе было 8 полей земли. С ручной мельницы государство брало 6 декабря налога, а от местного священника 15 декабря [27, т.18, ч.1, с.167].Известно, что в 1648 году Гнездычев принадлежал шляхтянци Кристине Воянковський и был уничтожен ордой. Ее крестьянин Гниздичева Даниил Лашкович 4 марта 1650 под присягой свидетельствовал, что "мельница в селе снесен, корчма сожжена, поэтому оно не смогло дать ни одного налога" [23, т.5, с.282]. Где-то вскоре после этого тяжелые село перешло в руки киевского воеводы Евстафия Выговского, отца известного генерального писаря, а впоследствии гетмана Украины Ивана Выговского. Возможно, что оно даже перешло от сына к отцу. В начале 1660 Выговский отрекся от гетманства, некоторое время проживал в Руде у Гниздичева. В 1664 году был арестован поляками и расстрелян в Киеве.После смерти Выговского началась борьба между шляхтой за овладение его имениями в Галиции (городом Руда и окружающими селами). В эту борьбу также была втянута королева Польши Мария-Людовика, через которую шляхта пыталась влиять на короля. Король 16 мая 1664 отписывал жене из Вильно (теперь Вильнюс), который сможет починить ее просьбе, если сейм признает Выговского врагом Польши. А сейм потребовал провести расследование обстоятельств смерти Выговского. В частности, такую инструкцию дала своим своим послам в Варшаву 15 октября 1664 галицкая шляхта ("добиваться, чтобы король назначил комиссию и, если она докажет, что Выговский был предателем Речи Посполитой, то имения его конфисковать") [25, т.21, с.396]. Но такая комиссия видимо не была создана и Руда с соседними селами осталась в руках сына экс-гетмана, Евстахия. Он сначала был женат на юной вдовой Терезой Завадского (1685-1700), а позже тоже с вдовой Анной Чолганською.В 1666 году видимо не случайно в гнездычев стали на постой 6 отрядов польского войска: эскадрон драгун, хоругви господ Билогровського, Любомирского, Чечеля и еще двух неизвестных командиров. Они совершили помех в 115 крестьян на такую сумму: забрали наличными 400 зол, почти 1000 Мац зерна, в основном овса, 715 кур, 132 утки, 93 гусей, 17 свиней и 16 поросят, 6 телят, 105 Мац различной муки, 86 Мац круп , 2553 буханки хлеба, 21 гарнец меда, 103 гарнца соли, 26,5 фаски масла, 34 фаски сыра, 57 Полт сала, 17 повозок, 8 запасных колес, 514 саней сена и многие другие продукты. Такой длинный перечень помех дает возможность читателю получить некоторое представление о тогдашней крестьянское хозяйство. Грабя крестьян, солдаты вели себя грубо: жгли крестьянский инвентарь, мебель, двери из домов, забирали топоры, сапоги, одежда, разбивали сундуки и камеры [2, с. 1261-1274]. В следующем 1667 году хоругви снова воевали село.В августе 1672 года Евстахий Выговский с тремя лошадьми находился в составе благородного движения (ополчения) под Люблином. Интересным при этом является то, что большинство шляхты Львовской земля имела только по 1 лошади [25, т.21, с.603-605]. Это свидетельствует о состоятельности Е.Виговського. Неизвестно, кто такой был "ротмистр Константин Виковський с Быкова", которомукороль Ян Казимир 15 июля 1660 поручал формировать хоругвь польской армии [25, т.10, док.4784]. Возможно, что это был какой-то родственник Выговских.1670-е годы были несчастливы для Украины и для Галичины частности. Это был период разрушения украинского государства. В 1672 году через Галичину прокатились турецко-татарские войска. В 1673 году в гнездычев, как свидетельствует реестр поголовного налога, с 57 домов было собрано налог от 140 взрослых лиц [1, с.897]. Сейчас трудно сказать, является ли это следствием уменьшения населения после предыдущих грабежей, возможно не все жители Гниздичева уплатили налог.В 1674 году во Львове пухли люди от голода и умирали от него нищие на дорогах (голод был вызван неурожаем), в 1676 и 1677 годах турки снова разоряли Львовщину. Возможно больше пострадала от непрерывных войн Жидачивщина, особенно осенью 1676 года, когда татаро-турецкая армия осаждала город Журавно с сосредоточенными в нем войсками польского короля. Тогда татарская орда выпалила в окрестностях города травы и зерна.10 декабря 1676 благородный сеймик в Судовой Вишне принял решение: "Поскольку некоторые городка в земле Жидачевском, как переходами противника, так и наших войск, очень разрушены, то освобождаем их от уплаты ЧОПов на 4 года" [25, т.20, с.66]. А в принятой в тот же день инструкции послам на сейм в Варшаве был такой пункт: "Поскольку земля Жидачевская обеими войсками за несколько недель с середины сентября до ноября полностью разрушена, что оставшиеся на пепелищах люди не только платить не могут, но даже пищи не имеют, а другие от эпидемии вымерли-стараться, чтобы уволенные в ней королевские имения на срок до 10 лет от гиберны и постоев войск "[25, т.20, с.67]. Гиберною тогда назывался военный налог. Неизвестно, как отнесся к этой просьбе варшавский сейм.24 мая 1683 на сеймика в Вишне рассматривалась жалоба купцов на владельцев Руды, ибо они не могли проехать в город разбитыми дорогами. Сейм обязал владельцев города отремонтировать дороги [25, т.20, с.177]. Неизвестно, выполнил Евстахий Выговский.В 1694 году равнинные районы Львовщины понесли большие потери от наводнения [25, т.20, с.278]. Нет сомнений в том, что Гнездычев часто терпел от разливов Стрыя.С 1702 года Евстахий Выговский имел титул жидачевского Рабсака. После его смерти этот титул унаследовал сын Ян-Константин, который был владельцем Руды и окрестностей. После Яна Константина титул жидачевского Рабсака получил его брат Степан. Умер Ян-Константин 1 августа 1724 [26, с.158]. При нем рудянськи имения летом 1714 были опустошены королевским войском и Ян-Константин ставил вопрос перед Вишенским сеймиком об освобождении их от уплаты налогов [25, т.20, с.592]. От 1724 владельцем Руды, Ливчиць, Гниздичева, Волице, Юсиптич и Пукинич был Константин Выговский, 1681 г.р., который имел титул хорунжего бидгоського. Он был сыном Евстахия и братом Яна Константина.Весной 1772 года в результате первого раздела Речи Посполитой наши земли перешли в состав Австрии. Австрийские чиновники взялись за учет населения и выяснения его экономических отношений.Как видно из Фаси 1773 года в селе было 88 хозяйств. Крестьяне имели 49,5 четверти земли и 22 стаи огородов. На своих землях крестьяне сеяли 101 ковш озимых, 145,5 Корца овощи и оставляли облугом земли на 34 корцы посева. Если принять во внимание, что норма высева составляла 1 ковш зерна на морг, то крестьяне могли иметь около 180 моргов пашни. Из своих лук они собирали 129 телег сена. Крестьяне делали 5302 дня Тяговые и 389 дней пешей барщины. Кроме того делали "с охоты" 330 дней тяглых и 156 дней пеших вспомогательных дней (во время жатвы) 660 тяглых и 216 пеших. Так вместе 6292 дня Тяговые и 761 день пешей барщины в год. Они также давали ко двору 121 ковш овса, 54 каплуны, 351 курицу, 697 яиц, 64 мотки пряжи, а также платили 360 зр чинша с поля. Преимущественно от четверти поля крестьяне отрабатывали по 104 или по 145 дней барщины, по 6 пеших дней "с охоты", по 12 дней "вспомогательных", платили по 18 обр 24 кр чинша, давали по 2,5 Корца овса, 1 каплуна, 5 или 7 кур, 12 яиц, моток пряжи. 20 загородникив делали по 83 дня барщины и по 6 дней "с охоты" и "вспомогательных", давали курицу и 3 яиц. Крестьяне Гниздичева имели 142 воли, 93 коровы, 47 телят, 2 овцы, 54 свиньи [5, с.5-6]. Наверное, в фасе указаны не все жители села, а только те, которые отрабатывали повинности. Вероятно также крестьяне выполняли и Шарварко работы, связанные с ремонтом дорог, мостов или плотин. Еще в конце XIX в община имела у реки Стрый более морг площади, которая называлась общественное шутровисько. Отсюда брали мелкие камни для засыпки ям на дорогах. Не исключено, что рядом могла находиться чуть меньше площадь для отбеливания полотна. Преимущественно это делали дети, которые в солнечный день расстилали полотна на берегу реки и периодически переворачивали их и кропили водой [7, с.74].В земельном метрике 1787 указано, что сельская территория включала в себя 855 моргов пашни, 883 морги лук и пастбищ и 426 моргов леса (лес за Перекопом занимал 7 моргов и лес Кохавино 409 моргов) [3, с.1, 10]. Дополнительную структурой поля занимали здесь 440 моргов, огороды 48 моргов, луга 311 моргов, пастбища 523 морги, неудобья (болота) 414 моргов. Дворовые земли занимали 752 морги, крестьянские-918 моргов, церковные-46 моргов, пустующие (ничейные) - 22 морги [3, с.З]. Так что в среднем на одно крестьянское хозяйство приходилось по 9,5 морга площадей. Средняя урожайность с сельских земель была определена на 4,5 Корца с 1 морга. При этом средний годовой урожай дворовых земель составил 113 Корце пшеницы, 174 корцы ржи, 417 Корце ячменя, 1000 Корце овса. Крестьяне собирали 144 корцы пшеницы, 759 Корце ржи,833 корцы ячменя и 1669 Корце овса [3, с.13]. Итак, большинство посевов занимали яровые культуры. Среди этих зерновых пшеница составляла всего 5,02%, рожь-18,26%, ячмень-24,46%, овес-52,24%. Овсом засевались далеки от села земли, которые не удобрювалися, и предместья раз в три года. Цены зерна соответственно составляли (за ковш): 1 зр 9 кр, 44 кр, 34 кр и 20 кр.Как указано в фасе села 1789 здесь проживали 24 семьи "на четвертях", 38 семей "на полчетверти", 9 семей на "третях чвертьових" и 25 загородникив. Вместе было 96 хозяйств. Грунтовые хозяева, проживающих "на четвертях", отрабатывали по 3 дня барщины в неделю, давали осенью ко двору по 3,5 Корца овса, каплуна, 7 кур, 12 яиц, моток пряжи из своего волокна. Повинности других были соответственно меньше. От повинностей были освобождены войт и 2 лесники. В селе был барский мельница, за помол в котором крестьяне давали по 2 гарнца зерна от Корец.Вместе крестьяне отрабатывали 3992 тяглых и 5904 пеших дней барщины, отдавали ко двору 106 Корце овса, 71 каплуна, 300 кур, 732 яиц, 71 моток пряжи, платили 291 зр чинша. Вместе это все стоило 1767 зр [6, с.2-4]. День Тяговые барщины стоил 10,5 кр, пешей-6 кр, курица-6 кр, копа яиц-10 кр, каплун-8 кр, ковш овса-41 кр, моток пряжи-3 кр.В 1820 году в селе проживали жители с фамилиями Ашенбреннер, Бабий, Басараб, Батрич, Бацик, Борис 2, Васильков 2, Гавришко, Гарвалив, Гранас, Запичний, Заяц 2, Иванов 2, Иличин 2, Козловский, Косцнилка, Кузишин, Купцов 4 , Кушнир, Лисевич, Лесник 8, Лобуш, Максимов 5, Маркив 6, Мартинишин 2, Мельник, Микельчин 4, Михайлунив 2, Павлик, Павловский 4, Петриков 3, Пирог 7, Пирожко 1, Пущак 3, Салдан 19, Салий 2, Семенов С, Семчишин 4, Скаба, Тарнавка, Трембецкий, Тродзовий, Туркало 2, Тюк 2, Хомчин, Швед 7, Шведик, Шпарцувез, Счастливый, Юрка, Яцык [4, с.112-118]. Цифрами после фамилий указано количество семей с такой фамилией. Для распознавания широко распространенных фамилий хозяева имели еще и прозвища: Салдан Даниил Хонюк, Салдан Федя Дмитриев, Салдан Петр Кузишин, Салдан Федь или Шимин, Швед Иван Катеринчук, Швед Алексей Басараб, Швед Иван Старый и другие. В селе был двор господина Агенора Голуховского, который имел здесь 1464 морги земли в 54 участках. Крестьяне имели 1097 моргов земли в 1664 участках. Среди 128 их хозяйств лишь 4 имели от 19 до 23 моргов земли, 60 получили от 9 до 16 моргов, 20-от 5 до 8 моргов, а ЗО хозяйств имели до 0,3-0,5 морга земли. К последней группе видимо принадлежали ремесленники. Исходя из этого трудно поверить в страшные "сказки" советских историков о том, как страшно бедствовали за барщины наши предки. С 4-8 га земли можно было прокормить семью. А такие наделы была почти половина гниздичивських крестьян.Пашни в селе было 1215,5 морга, лук и огородов 638 моргов, леса 403 морги [4, с.112-118]. На современной карте едва заметные следы тех 200 га древних лесов.В 1832 году Гнездычев принадлежал графу Яну Вавковському и прожи вало здесь 730 душ греко-католиков (неизвестно, сколько было жителей других конфессий) [39, с.75/1832]. В 1833 году владельцем Гниздичева указанный граф Иоганн Бонковский [41, с.221]. Но это испортит немцами фамилия Вавковський.В 1848 году во время революционных погромов в Галичине здесь было собрано 37 подписей под петицией в австрийский парламент с просьбой сделать разделение Галиции на две части-польский и украинский. Такие петиции высылали сотни украинских общин Львовщины, но парламент их не рассматривал, потому делегаты поляки не допустили к рассмотрению этого вопроса.По просьбе местного священника о.Каличинського краевой сейм выделил для Гниздичева 9000 обр на регулирование русла реки, часто выходила из берегов и уничтожала крестьянские состояния. К этой сумме 325 зр собрала община и 306 зр дала владелица имения София Стаженська (перед ней имением владел граф Агенор Голуховский). Работы по регуляции русла были начаты осенью 1884 года и закичени до лета следующего года. Видимо не очень эффективной была эта работа, потому что летом 1893 года село было затоплено наводнением. Травы на лугах были заилены, картофель на огородах сгнила.В 1880 году 60% сельских площадей (в т.ч. 998 моргов леса) находились в руках графини Софьи Стаженськои, а 40% принадлежали общине. Население тогда составляло 1198 человек (1099 греко-католиков, 38 римо-католиков, 61 иудей) [40, т.3, с.83].19 августа 1882 над Галицией прошла большой ливень и вышли из берегов воды Днестра, Стрыя, Свечи и других рек. На Жидачивщы-не были залиты окраине Гниздичева, Журавно, Роздолу. Такого разлива рек здесь не было уже 40 лет. К Гниздичева староство выслало урядника с жандармом, чтобы как-то спасать людей и имущество [28, 1.9.1882].В 1885 году община построила новый общественный дом с ди-Леванте стенами, облепленными глиной, с каменным камином и гонтовой покрытием. В двух комнатах размещалась канцелярия, в третий магазин. Общественное имущество в канцелярии состояло из стола трех лавок, ящики для хранения денежных кар и нескольких тетрадей с сборниками австрийских законов [7, с.74]. Войт носил с собой общественную печать, на которой польском языке шла надпись "Общественная власть села Гнездычев". Внутри печати был изображен геральдический щит с каким-то гербом и короной над ним. Под щитом были изображены две пальмовые ветви [7, с.16]. Магазин и каменную пивную под ней община снимала за 90 обр в год. В следующем году общественная власть закупила в канцелярию настольную нефтяную лампу за 1 зр 50 кр [7, с.74]. Неизвестно, была ли это первая лампа в селе, но этим временем можно датировать начало распространения в селе искусственного освещения. Неизвестно, когда была основана общественная ссудная касса, которая в конце 1894 года имела 1689 обр капитала. Заем даваласелянама под 12% в год. Общество также имела свой фонд для бедных, который формировался из денежных кар, уплачиваемых по разным причинам членами общины. В конце 1894 года он имел 552 обр. Эти средства были размещены в уездной заемной кассе, а помощь из этого фонда бедные крестьяне получали по решению общественного совета.Общественный совет в 1895 году возглавлял войт Василий Салдан, его заместителем (асессоров) был Семко Микитчин, вечевой были Федор Михайлунив, Иван Розмаринович, Иван Салдан, Василий Швед, Юрко Семчишин, Иван Павлик, Степан Павловский, Константин Пирог, Панько Павлик, Петр Максимов , Дмитрий Тюк и Василий Пирог [7, с.17]. Периодически происходили выборы членов совета.В 1886 году в гнездычев было 1108 душ греко-католиков [39, с.106 / 1886].В начале 1892 о.Иван Каличинський собрал в селе 19 подписей под протестом к краевого сейма против введения в школах фонетического правописания вместо устаревшего церковно-славянского письма [ЗО, 4.47/1892]. Поскольку такие протесты всего подписывали москвофилы, то из этого можно сделать вывод, что в гнездычев москвофильские идеи еще не были распространены. По инициативе о.Каличинського и учителя Котовича общество с участием госпожи Старженськои и краевого выделения провела регулирования русла реки Стрый, часто оказывала ущерба своими разливами [32, ч.85/1885].В 1898 году было начато строительство железной дороги из Ходорова в Стрый, которая прошла через Гнездычев [14, с.1].В 1903 году в селе было 1225 греко-католиков. 9 апреля 1907 состоялись предвыборные собрания. На них местные отцы-кацапы Сеница, Мар-тинець, Дикий и Ковальский готовились выдвинуть кандидатуру москвофила Дудикевича в государственный совет. Но на собрание массово прибыли сторонники д-ра Олесницкого (кандидата от украинских партий) и отцы потеряли отвагу агитировать за Дудикевича [34, ч.16/1907]. В 1909 году в гнездычев проживали 1524 греко-католики, 114 римо-католиков и 74 иудеи [24, т.н., с.498]. Перед Первой Мировой войны в 1913 году в селе было 1895 жителей. Здесь работала 2-классная школа, в которой 4 учителей обучали 348 учеников, молочарский союз "Трезвость" - 93 члены [39, с. 139/1913].13 июня здесь состоялись предвыборные собрания, организованные о.Ковальським. Перед сотней собранных крестьян выступал москвофильский кандидат в краевой сейм адвокат Михаил Сохоцький из Турки [31, ч.23 / 1913]. Выборы он проиграл.Перед войной из-за распространено пьянство "половина села пошла по миру". Евреи на лицитациях выкупили крестьянские земли и летом 1914 года снова шло на лицитацию 29 хозяйств. Ходили слухи, что на этих землях вскоре должен появиться Мазурского колония, потому что активно скупал земли ксендз Чопинський с Кохавино (имел уже 18 хозяйств) [32, 4.120/1914].Почти ничего неизвестно о жизни села в годы Первой мировой войны.По данным переписи населения, проведенной осенью 1921 года польскими властями, в селе было 1699 жителей (1452 греко-католики, 147 римо-католиков, 100 иудеев). По национальности было записано 1434 украинских, 202 поляки и только 63 евреи [8, с.6]. В 1924 году было 89 иудеев, 93 римо-католики и 1521 греко-католик [24, т.н., с.498].В 1926 году в селе пыталась активизировать работу КПЗУ. В начале февраля здесь состоялось предвыборное собрание прокоммунистической организации "Сельроб". 19 февраля здесь состоялось районов вече "Сельроб-Эд-ности", на которое сошлось около 600 участников. Дискуссии и выступления продолжались до ночи. Летом 1929 года сельробивци вели в селе забастовочную агитацию. Сюда приезжал из Львова один из руководителей коммунистического движения в Галичине Николай Заяц. Но развитие событий в Восточной Украине, безумный сталинский террор против украинского народа выбил карты из рук КПЗУ.В ночь с ЗО на 31 августа 1927 над Прикарпатьем пронеслась сильная буря. Было затоплено много деревень. Гнездычев также оказался под водой вместе с покровы, Стриганцы [34, 4.37/1927].По церковным данным 1930 году здесь проживали 1576 Украинский [39, с.41/1930]. У1931 году в селе было 327 домов [24, т.н., с.498]. В 1931 году здесь проживали 1650 гр-католиков, 55 римо-католиков, 50 евреев и 10 немцев [39, с.64/1931]. Интересно, что польский церковный Шематизм 1930 представляет, что в гнездычев жили 222 римо-католики (с.141/1930). Где-то зашла ошибка. Именно в это время в Польше продолжалась жестокий экономический кризис. Вдова о.Ковальського 19 ноября 1931 писала из гнезда-чева в консисторию: "На селе теперь жизнь страшное, между более имеющими сотик стоит добыть. На последнюю ярмарке в Жидачеве были коровы по ЗО зол, лошади не имеют стоимости, свиньи платили по 1 ,5-2 зол. Дошло до того, что коровы тяжело купить пару сапог на зиму "[17, с.42]. Еще в августе 1931 года писала консистории, что "в тутейших сторонам во времени роста спустится была в семь году небывалая засуха, из-за чего плоды земные истощали на 50%, дальше хозяйственная кризис, катастрофального нехватку наличных .." [17, с.50].В тяжелом положении оказались те, которые имели долги. В частности перед кризисом 15 мая 1929 состоялась лицитация некоторых церковных земель, удаленных на 4-5 км от села. Землю покупали за доллары (размеры участков представлены в моргах и квадратных саженях): Семко Борис-0,781 за 99 и 0,291 за 52, Иван Микитчин 0,745 за 116, Петр Максимов 0,256 за 31, Яць Борис 1,270 за 233 [17, с.84] . В сентябре 1932 года некоторые из этих крестьян просили консисторию уменьшить вдвое остаток долга за купленную землю, стоимость земли уменьшилась в два раза [17, с.23-31].В 1934 году в селе по данным читальни было 350 домов (в т.ч.24 польских и 6 еврейских), работала 5-классная школа (297 учащихся). Здесь действовалцентр молодежного спортивного общества "Кауми" (Католическая акция украинской молодежи) [20, с.6]. К 1938 году также был создан центр "Союза украинок", общество "Сельский хозяин". В селе было 6 магазинов (кооперативная при читальни, 2 частные украинские и С еврейские) [20, с.ЗО].В 1935 году здесь проживали 1710 греко-католиков, 63 иудеи и 60 римо-католиков. Перед II мировой войной построено бумажную фабрику [24, т.н., с.498].По данным читальни в 1938 году в гнездычев было 400 украинских семей [20, с.ЗО].